Воскресенье, 19.05.2024, 13:04

187310, Ленинградская область, Кировский район,
городской поселок Назия, улица Октябрьская, дом 14

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области 
"Назийский центр социально-трудовой адаптации и профориентации"
Приветствую Вас Гость | RSS

Сведения об образовательной организации



Основное меню

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вернуться на страницу Обучающие материалы, советы ...

 

Учитель-логопед Каланчина Татьяна Сергеевна

E-mail: calan4ina@yandex.ru

Уважаемые родители!

У ваших детей каникулы. У вас появилось больше свободного времени для общения с детьми. Это время можно провести с пользой!

Предлагаем вам несколько увлекательных игр, способствующих развитию наблюдательности, внимания, активизации словарного запаса детей.

(подготовлено совместно с учителем-логопедом Кузьминой Татьяной Владимировной)

Развитие навыков чтения.

Читайте книги вместе с ребенком. Детям с нарушениями речи трудно самим читать книги, надо читать вместе с ними. Когда ребенок уже обучится читать, можно просить его рассказать,  чем же закончился рассказ: «Я только что пришел с работы, не успеваю прочесть, пожалуйста, расскажи, что там было!»

Существует очень интересная и результативная  методика – каждый час читать по 5 минут. Всего по пять минут. Дети не успевают утомиться. Книжка должна им нравиться, иметь крупный шрифт, красивые картинки. Ребенок сам выбирает себе книжку. Там, где он остановился, пусть поставит точку карандашом. Закладка должна быть красивой.

Пусть ваш старший ребенок почитает книжки младшему. Это будет полезно и им и вам – даст вам немного свободного времени. Даже, если младший прослушал лишь три минуты – это все равно полезно и замечательно. И воспитывает в них чувство любви, привязанности. Старший чувствует ответственность и то, что в нем остро нуждаются.  Маленьким детям читают только добрым веселым голосом. Больше им нравится рифмованная речь, у нее есть ритм, своя музыка. Старший учится наблюдать, когда маленький готов послушать книжку, когда он хочет поиграть-побегать, а когда – спать и срочно, иначе уснет прямо там,  где сидит.

В книжке вы встретите много новых и  сложных. Объясняйте их ребёнку. Да, там не будет подбора однокоренных слов, не стоят падежи и нет ударения, но ребенок быстро и накрепко усваивает что и как пишется, запоминает слова-предметы, слова-признаки, слова-действия. Школьник учится строить предложения, связывать предложения между собой.  Нужна только интересная и красивая книжка. Пусть  ребёнок сочувствует героям. Прошу, обратите внимание на К.Г.Паустовского, он с любовью пишет о природе, о животных, о людях.

Не заваливайте ребенка книгами. Пусть ему будет интересно. Мы помним, если сильно переесть, то наступает отторжение. С избытком книг та же история. Не допускайте утомления, смена рода деятельности нам сильно поможет.

Детям важен ваш пример. Читайте книжку при ребенке, пусть видит, как вы получаете удовольствие от чтения.

Необходимо беседовать. Иногда заданный вопрос приносит больше пользы, чем сказанный ответ. Дайте ребёнку подумать. Если придумал ребенок неправильно, не говорите «нет», очень мягко направьте его мысль в нужное русло, ведь ребенок старался, а это похвально!

Хотя бы 15 минут в день необходимо уделять ребенку – повернувшись к нему лицом, внимательно слушать, не перебивая, задавая вопросы и сопереживая ему,   что произошло за день. Это же нас застрахует от многих неприятных сюрпризов – детям до 14 лет свойственно молчать обо многих вещах, которые их беспокоят,  или даже безотлагательно требуют вмешательства взрослого! И это же выслушивание ребенка, внимание к его личности, оградит нас от львиной доли проблем подросткового возраста, ведь будет налаженный контакт между ребенком и взрослым, будет доверие, ребенок будет знать, что что-то рассказать взрослому безопасно, что ему помогут, а не станут стыдить, высмеивать. Достаточно всего несколько раз так поступить, пусть не со зла, пусть от усталости,  и доверие ребенка необходимо будет восстанавливать.

Никогда не обзывайте ребенка, нельзя говорить «ты такой-то». Можно говорить «ты поступил  так-то». И всегда говорите, что любите ребенка. Такого, какой он есть, не смотря ни на что! И «в следующий раз у тебя получится! Я горжусь тобой!» Напоминайте ему об успехах.  

 Важно просматривать школьные тетради наследника. Напоминайте,  как пишутся буквы, в какую сторону они обращены, куда направлены хвостики, как соединяются буквы, чтобы «о» не напоминала «а», а некоторые буквы не выглядели уж вовсе диковинно.

 Почерк - выражение всех трудностей школьника. За красотой в данном случае гнаться не нужно, она придет сама.

 Немаловажна здесь и психологическая подготовка ребенка к занятиям. При неблагоприятной психологической атмосфере, занятиям "из-под палки", результатов может не быть.

Что бы ни случилось, все будет хорошо. Нарушения речи поддаются коррекции, нужно только приложить усилия.

Спасибо вам за ваше внимание и ваши усилия.

Развитие связной речи детей.

Развитие связной речи для ребенка имеет большое значение. От её состояния зависит не только полнота познания окружающего мира, но и успешность обучения в школе, а также развитие личности в целом. Связная  речь является  наиболее сложной  формой речевой деятельности. Для успешного формирования связной речи, должны быть в норме  другие  составляющие  компоненты  речевой  системы – звуковая сторона речи, словарь и грамматический строй.

Как известно, наша речь состоит из предложений, а предложения – из слов. Следовательно, чем больше слов мы знаем, тем шире наш словарь, тем лучше мы понимаем окружающую речь, точнее и полнее можем выразить свою  мысль. Для  успешного  формирования  связной  речи,  ребенку необходимо  иметь  достаточно  развитый словарь. Чтобы  словарь  был достаточным,  старайтесь  ежедневно,  хотя  бы  по  10  минут,  читать дополнительную  познавательную  и  художественную  литературу  (лучше брать произведения русских классиков для детей). Если видим, что какие-то слова вызывают у ребенка затруднения, тут же объясняем их значения, а затем, через некоторое время, проверяем понимание этих слов. Также, для активизации и развития словаря, можно порекомендовать следующие вполне доступные упражнения (их можно применять «как бы, между прочим», в игровой форме, например на прогулке или по дороге куда-нибудь):

  1. Называем существительные по разным темам. Например, назови транспорт, который ты знаешь. Какой транспорт является наземным, какой подземным (метро), воздушным, водным? В игровой форме – кто больше слов назовет по теме...
  2. Развиваем и активизируем глагольный словарь – что могут делать люди различных профессий, что делает солнце, ветер, дождь, снег..., человек, животные, птицы, также можно спросить и про неживые предметы – что делает цветок, дерево, машина и т.д.
  3. Развиваем и активизируем словарь признаков – Например, подбери как можно больше слов к яблоку, расскажи, какое оно? Помогаем при затруднениях (какое оно по форме, по вкусу, на ощупь и т.д.) Подбираемые слова-признаки должны быть из разных категорий, т.е., например, не только цвет – красное, желтое, зеленое...
  4. Подбираем антонимы «Скажи наоборот» (горячий –холодный и т.д.)
  5. Подбираем синонимы «Скажи по-другому» (врач – это доктор и т.д.)Следующий важный составляющий компонент речевой системы, необходимый для успешного формирования связной речи –грамматический строй. Его недоразвитие выражается в ненормативном употреблении окончаний слов при их согласовании в роде, числе или падеже, ненормативном использовании предлогов или их пропусках.
  6. Учить подбирать определения и эпитеты (Какие бывают собаки: большие, служебные …);
  7.  Узнавать предметы по описанию (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза и т. д.);
  8.  Подбирать действия к предметам и наоборот;
  9. Назвать слова с определённым слогом, звуком;
  10.  Составлять словосочетания и предложения с заданными словами;
  11.  «Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.);
  12.  «Длинные и короткие слова» (придумать, проговорить и сравнить слова: пол–потолок…);

   Виды рекомендуемых, доступных для родителей приемов по развитию связной речи детей:

  • Составляем пересказы текстов. Беседуем по содержанию, выясняем значение непонятных ребенку слов, выделяем главную мысль, кто герои, придумываем название к тексту, разбиваем  на  логические  звенья  и составляем последовательный наглядный графический план в виде простых символических картинок, и, следуя плану, пересказываем.
  • Составляем рассказы по серии картинок. Посмотри внимательно на эти картинки и расскажи по ним историю. В случае затруднения, помогаем ребенку стимулирующими вопросами – с чего началась эта история? Что было дальше? А что произошло потом? Чем  закончилась  история?  При  дальнейших  затруднениях,  задаем дополнительные уточняющие вопросы по ситуации.
  • Составляем рассказы по сюжетным картинкам (с предварительной беседой со взрослым по содержанию). При составлении рассказа обязательно обращаем внимание на наличие последовательности  изложения  сюжета и  логичности,  т.е.  у  рассказа обязательно должно быть вступление, изложение основного замысла и завершение.
  • Проговариваем  вслух  последовательность  действий  при выполнении учебных задач. Рассказывай, что ты будешь делать вначале, а что потом? Что это значит? Какой вывод можно сделать из этого? и т.д. ...
  • Учимся  использовать  в  речи полные,  сложноподчиненные предложения,  аргументируем  ответы  на  вопросы  («почему?», «зачем?»,  «для  чего?», «докажи») и  отвечаем  в  соответствии  с заданным вопросом.
  • Регулярно  беседуем с  ребенком по  содержанию  просмотренных фильмов, что интересного (нового) ты сегодня узнал в школе? Как прошел день, почему?  прочее... В ходе беседы используем открытые вопросы, т.е. вопросы, требующие полного развернутого ответа (пример таких вопросов в данном пункте), а не вопросы, предполагающие ответ типа да –нет
  • «Назови по-своему» (назвать по-новому стихотворение, сказку, рассказ);
  • «Назови по-разному» (назвать по-разному один и тот же предмет);
  • «А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»);
  • Переделать известную сказку;
  • Придумать свою сказку (с опорой на картинки, на ключевые слова);
  • Придумать название замку, фантастическому животному и т. д.;
  • Придумать продолжение сказки.

Рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющими нарушения письменной речи.

Нарушения письменной речи, наряду с нарушениями устной речи, требуют большого внимания, как в школе, так и дома. Разумеется, полноценное обучение и коррекция невозможны, без закрепления изученного материала, особенно если нарушение письма ярко выражено, а возможности часто посещать логопеда - нет.

Как же оптимизировать процесс работы дома, сделать его менее обременительным и более результативным? Ответ один – взять под четкий контроль процесс выполнения заданий дома.

Прежде всего, стоит упомянуть о рабочем месте ребенка. Оно должно быть удобным. Стоит исключить различные шумовые раздражители (телевизор, музыкальный центр и т.д.). Рабочее место должно быть хорошо освещено. Поскольку, дети - дисграфики (имеющие нарушения письма) не отличаются большим желанием выполнять письменные задания, они очень отвлекаемы. Поэтому будет правильным убрать со стола предметы, которые не пригодятся ребенку в работе. Не лишним будет упомянуть о том, что ребенок должен правильно сидеть, то есть спина прямая, оба локтя на столе, голова на достаточном расстоянии от тетради.

Выбор письменных принадлежностей играет не последнюю роль в процессе овладения письменной речью, особенно, если речь идет об учащихся первых или вторых классов. Ручка должна быть не просто красивой, она должна быть, прежде всего, удобной, то есть комфортно помещаться в руке ребенка. Ручка должна хорошо писать, не должна пачкать тетрадь. Преимущество лучше отдать ручкам, которые пишут более тонко. Если ребенок неправильно держит ручку и карандаш, то стоит уделить внимание карандашам с тремя гранями и подобным насадкам на ручки.

Стоит обратить внимание на то, что всем детям, а тем более, имеющим нарушения речи, будет полезно письмо с послоговым проговариванием вслух, то есть ребенок сам себе диктует по слогам и записывает в тетрадь. Если при чтении ребенок делает много ошибок, путает буквы, переставляет слоги (дислексия), так же стоит перейти на более медленное, послоговое чтение. Полноценное овладение навыком чтения целыми словами, возможно только при правильном слоговом чтении.

Поскольку, у детей с дисграфией часто страдает почерк (корявый, мелкий), стоит обратить внимание ребенка на то, что буквы должны быть крупными и понятными. Если родители дополнительно работают над почерком ребенка, то стоит отдать предпочтение различным прописям или игровым таблицами и материалам. Стоит избегать длительной работы по прописыванию определенных букв, слогов в тетради, это может вызвать утомляемость и негативное отношение к работе подобного рода.

После выполнения ребенком упражнения, следует попросить проверить написанное им задание. Здесь так же будет уместным медленное, послоговое чтение вслух написанного материала. Если ребенок не заметил допущенную им ошибку, стоит указать на слово с ошибкой и попросить повторно его прочесть.

При выполнении письменных заданий большого объема, лучше разбить его на части, чтобы избежать утомляемости ребенка и негативного отношения к процессу письма. При планировании работы, часто, лучше опираться не на объем выполненной работы, а на время занятия. То есть, определить временную границу занятия и озвучить ее ребенку, чтобы ученик не пытался сделать задание «наспех». В противном случае письменная работа будет неаккуратной и с большим количеством ошибок.

В перерывах между выполнениями письменной работы лучше отвлечь ребенка игрой или совершить небольшую прогулку, чтобы ученик смог отдохнуть и переключиться на другой вид деятельности. Стоит исключить компьютер и телевизор, так как эти занятия не способствую отдыху ученика и после них гораздо сложнее усадить ребенка за занятия.

Не смотря на то, что современные дети стремятся провести свободное время у телевизора, а не с книгой, стоит стремиться приобщить ученика к чтению. Здесь очень важно учесть интересы ребенка и не навязывать ему книгу, а отталкиваться от его пожеланий. Начать читать книгу можно вместе, то есть родитель читает, а ребенок выступает в роли слушателя, например, по несколько минут, перед сном. Когда ребенок заинтересуется книгой и сюжетом, целесообразно будет предложить ребенку почитать самому или для родителя. Стоит помнить, что дети очень любят делать что-то вместе с взрослыми людьми, поэтому, подобная организация благотворно скажется и на процессе чтения и а межличностных отношениях родителей и детей.

Не лишним будет отметить, что дети, имеющие нарушения речи, должны соблюдать режим. То есть в определенное время ложиться и в определенное время вставать. Должно быть время, отведенное для занятий, чтобы ребенок привык к этому и знал, когда ему сесть за домашнюю работу.

Разумеется, факт соблюдения всех этих правил не сможет мгновенно искоренить все речевые проблемы ребенка, но существенно облегчит ему жизнь, поможет при обучении и создаст все предпосылки к устранению дефекта.

 

1 дополнительный класс

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

Примерные виды заданий (4 класс)

Мы в ВК




Полезные ссылки


Copyright MyCorp © 2024