Обучение по дополнительным общеразвивающим программам технической направленности в 7 - 9 классах проводятся в учебных мастерских Учреждения.
Столяр строительный
Целью подготовки учащихся по данной программе является формирование знаний, умений и навыков по профессии столяр на широкой политехнической основе.
Содержание программы разработано на основе анализа деревообрабатывающего производства, трудовых функций рабочих по профессии столяр, с учётом обеспечения единого уровня профессиональной подготовки в различных формах обучения, а также на основе принципа соединения обучения с производственным трудом.
Овладение профессией столяр осуществляется на базе общеобразовательной подготовки, на основе практического обучения, преемственности с трудовым обучением в 5-7 классах и профессиональной подготовкой по профилю. Срок обучения по программе - 2 года (8 и 9 классы).
Программа включает теоретические и практические занятия. Предусматривает лабораторные работы и упражнения, экскурсии на профильные производства. При составлении программы учтены принципы повторяемости изучаемого материала и постепенности ввода нового.
Преподавание базируется на знания, получаемых учащимися на уроках ручного труда, трудовой подготовки, черчения.
В процессе теоретического обучения (100 часов) старшеклассники знакомятся с организацией труда на предприятиях и строительных объектах, технологией обработки древесины. В изучение всех тем программы входит ознакомление с современным оборудованием и технологией деревообрабатывающего производства. Большое внимание уделяется изучению вопросов, связанных с техникой безопасности и охраной труда, основ современной экономики.
Практический курс (570 часов). В процессе обучения старшеклассники совершенствуют навыки работы с древесиной. Отрабатывают операции разметки, пиления, строгания, сверления древесины, скрепления деталей в изделия. Оттачиваются навыки владения столярными инструментами и приспособлениями. Юноши учатся работать на станках, применять лаки, клей, краски, красители. Составление и чтение чертежей, планирование последовательности выполнения трудовых операций, оценка результатов своей и чужой работы также входит в программу обучения.
Каждая тема программы имеет завершающее закрепление в практическом применении в общественно-полезном производительном труде. Старшеклассники принимают участие в ремонте столярных изделий, изготовлении пособий, игрушек, предметов интерьера.
Учащиеся полностью прошедшие теоретическое и практическое обучение в соответствии с программой, выполняют выпускную работу и допускаются к сдаче экзаменов.
Общеобразовательная подготовка за курс основной школы и допрофессиональная подготовка по профессии способствует более успешной адаптации выпускников коррекционного учреждения в социуме.
Машинная вышивка
Целью обучения учащихся по данной программе является: формирование знаний, умений и навыков по профессии вышивальщица машинной вышивки. А так же подготовку учащихся к самостоятельному выполнению женской и детской лёгкой одежды по готовым выкройкам и с готовыми чертежами изделий. Учитывая особенности учащихся с задержкой психического развития, занятия машинной вышивкой способствуют влиянию развития личности, формированию у учащихся индивидуальности.
Спокойная, интересная, сосредоточенная работа имеет большое значение в лечебно- психотерапевтических целях. Вышивание на швейной машине у детей с задержкой психического развития способствует разрядке психической напряженности, предупреждает формирование неврастенических и психопатических проявлений, способствует повышению самооценки и уверенности в своих силах. В процессе обучения происходит активное развитие психофизических, интеллектуальных и нравственных сил помогает ученикам дисциплинировать свою волю, контролировать поведение, структурировать свободное время. Выполнение различных видов вышивки развивает у учениц способности ставить перед собой цель и находить адекватные пути достижения этой цели, у них появляется уверенность в будущем.
Содержание программы разработано на основе программы по обучению профессии «Вышивальщица машинной вышивки» с учетом контингента учащихся с задержкой психического развития.
Программой предусмотрено выполнение лабораторно-практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике, как на производстве, так и в индивидуальных домашних условиях.
Основной задачей практического обучения является формирование профессиональных умений и навыков при выполнении образцов и дальнейшее их закрепление в процессе изготовления изделий. На практических занятиях учащиеся изучают всевозможные виды вышивки, применяя различные виды ткани и ниток, технологическую последовательность выполнения вышивки на изделиях, требования, предъявляемые к качеству готовой продукции. на занятиях по швейному делу учащиеся изучают технологию пошива изделия поузловую обработку изделия, виды отделок, учатся выполнять описание фасона изделия по рисунку в специальной литературе с использованием инструкции к выкройке, строить основу чертежа выкройки в натуральную величину.
Основным методом изложения теоретических сведений является инструктаж. Следует обращать особое внимание учащихся на соблюдение правил безопасности труда, противопожарных мероприятий, санитарии и личной гигиены труда.
Для усиления профориентационной направленности обучения учащиеся знакомятся с условиями труда на предприятиях вышивального цеха, с целью изучения русского народного творчества в программу включены экскурсии на производство, на выставки вышитых изделий в этнографический музей.
Учащиеся, успешно освоившие программу, должны выполнить квалификационную работу, сдать экзамен в соответствии.
Швейное дело
Программа предусматривает подготовку учащихся к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и легкого платья со специализацией по женской и детской легкой одежде. В процессе прохождения программы
учащиеся знакомятся с устройством швейной машины. Предусмотрены упражнения по освоению приемов работы на ней. Далее продолжается обучение школьников построению чертежей изделий и их пошиву с постоянным усложнением работы на швейной машине (регулировка стежка и натяжения нитей, смена машинной иглы, выполнение закрепки машинной строчки). Вырабатывается автоматизация навыков работы на швейной машине. Изучаются технология пошива легкой одежды, свойства тканей, устройство швейных машин. Учащиеся осваивают изготовление изделий, которое состоит из множества мелких операций. Поэтому особое внимание уделяется обучению планировать процесс пошива, анализировать свои действия и их результаты. Программа предусматривает овладение учащимися промышленной технологией пошива женской и детской легкой одежды и скоростными приемами труда на производственных швейных машинах. Обучение ведется с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках черчения, математики, естествознания и истории.
Эти знания помогают им строить чертежи выкроек, учитывать расходы материалов, понимать процессы изготовления тканей, вникать в положения трудового законодательства и т. д.